Постройка сооружений на воде кажется иногда настолько сложной задачей, что владельцы прибрежных территорий не включают пирс в план благоустройства участка. Так ли невыполнима миссия строительства настила над водой, как кажется на первый взгляд?

Пирс — это не роскошь, а рациональное использование возможностей 

Прибрежная полоса часто бывает заболоченной, с нестабильным песчаным или торфяным грунтом, с отложениями ила на входе в воду. 

Чтобы обустроить подход к воде и зону отдыха, необходим искусственный настил, который позволит сгладить природные неудобства и дополнить полезную площадь прибрежной зоны.

Пирс — гидротехническое сооружение, помост, который поднимается над уровнем воды с помощью опор, располагаясь перпендикулярно береговой линии. Свободное пространство между опорами не препятствует естественному течению воды. Наличие пирса позволяет:

  • Швартовать водные прогулочные средства;
  • Оборудовать комфортный спуск в воду для купания;
  • Построить навес, расставить мебель для отдыха на берегу;
  • Организовать место для шашлыков и рыбалки.

Винтовые сваи: надежно противостоят силам природы, сохраняя ее

В отличие от помоста, построенного на земле, пирс испытывает больше нагрузок при эксплуатации. Помимо веса настила с оборудованием и людей, его использующих, на опоры воздействуют течение воды и давление ледовых масс. Движение воды также может перемещать грунт в его нестабильных слоях, расположенных у поверхности.

С учетом гидрологических особенностей, при выборе свай для строительства пирса лучше отдать предпочтение винтовым. Сваи из дерева, даже из устойчивой к гниению лиственницы, быстрее других разрушаются в воде. Железобетонные опоры требуют специальной техники для забивки, что не всегда осуществимо на топком берегу, и могут терять устойчивость под действием течения, так как закрепляются в грунте в основном за счет трения по боковой поверхности.

Надежным и легко осуществимым решением представляется постройка пирса на свайно-винтовом основании. Преимущества винтовых опор для гидротехнических сооружений такого типа весомы:

  • Лопасти винтовых свай опираются на стабильные слои грунта;
  • Высокопрочная сталь, из которой изготавливаются опоры, отличается устойчивостью к нагрузкам;
  • Антикоррозийное полимерное покрытие свай рассчитано на срок службы от 20 лет;
  • Монтаж винтовых свай возможен в любое время года. Летом установка производится с берега ямобуром с телескопической стрелой или с понтонов. Зимой строительной площадкой становится лёд, что особенно удобно на заболоченных участках.
  • Неровный рельеф дна и крутые берега не являются помехой — горизонтальная поверхность достигается разной длиной свай;
  • Монтажные работы по срокам укладываются в несколько дней;
  • Доставка винтовых свай благодаря их компактности не требует больших затрат на привлечение спецтранспорта;
  • Минимум монтажной техники и закручивание без предварительных земляных работ сохраняют экологию прибрежного пространства;
  • Визуальная легкость конструкции важна для эстетической составляющей проекта и позволяет вписать ее в любой ландшафт;
  • Стоимость материалов и работ по установке свайно-винтового основания примерно на треть меньше, чем обустройство других типов фундамента.

Поэтапная технология постройки пирса 

Чтобы получить крепкий и надёжный пирс, который прослужит многие годы, необходимо соблюдать все технологические требования, не нарушая последовательность операций.

  1. Начинать нужно с исследования грунта, скорости течения, уровня подъёма воды в паводок, особенностей ледохода и ветровых нагрузок. 
  2. Полученная информация ложится в основу проектных расчетов. Проект содержит схему расположения опор, количество свай и других необходимых материалов, план монтажных работ.
  3. Подготовка комплектующих — ответственный момент, так как от их качества и соответствия расчетным нагрузкам зависит безопасность и жизнеспособность конструкции. Вода ускоряет процессы коррозии, поэтому при выборе опор необходимо обращать внимание на толщину стенки ствола и защитного покрытия. Для обеспечения устойчивости важны также параметры винтовых элементов: количество и ширина лопастей, их форма, число витков. Если несущей слои грунта расположены глубоко, стандартной длины свай может быть недостаточно, и ствол удлиняется за счёт составных частей. Помимо свай, понадобится стальной швеллер, двутавр или уголок для обвязки свай и создания рамы настила и перил, а также материалы для обшивки — деревянный брус, палубная доска или панели из древесно-полимерного композита.
  4. До установки опор их местоположение в соответствии с проектом отмечается длинными шестами, выступающими из воды. В зимний период в нужных местах во льду пробуриваются лунки. 
  5. Закручиваются сваи строго вертикально до погружения на винтовой части на расчётную глубину и закрепления в плотном слое грунта. Неровности дна могут привести к тому, что надводные концы опор окажутся возвышающимся над поверхностью на разном уровне. Сваи обрезаются в одной плоскости на заданную высоту.
  6. Полость ствола опор бетонируется или заполняется сухой смесью цемента и песка. Это предохраняет от коррозии внутреннюю поверхность и повышает устойчивость сваи. Сверху срезы закрываются оголовками.
  7. По оголовкам производится обвязка — соединение концов свай в единую конструкцию с помощью фасонного металлопроката. Получившийся ростверк придает сооружению дополнительную жесткость и служит основой для укладки настила. Все металлические элементы и соединяющие их сварные швы защищаются антикоррозийным покрытием.

Пирс — тот случай, когда строить лучше зимой

Замёрзший водоём становится идеальной площадкой для строительства пирса. Безусловно, устанавливать пирс можно и в тёплое время года по воде, но лед значительно упрощает дело: не понадобятся понтоны или береговая техника. На заболоченных и топких участках схваченная морозом почва становится тверже, что облегчает подвоз стройматериалов. Установка свай через лёд для монтажников равнозначна работе на обычном грунте: можно применять привычные инструменты для ручного закручивания, легче контролировать вертикальность погружения опоры.

Немаловажным плюсом зимнего времени является и то, что не на пике строительного сезона проще найти свободных специалистов и выгоднее закупать комплектующие.