Откатные ворота всегда выглядят статусно, красиво и мощно. Во многом, они подчёркивают статус владельца дома, уровень его благосостояния, положения в обществе. Откатные ворота удобны в использовании, обладают высокой надёжностью, способны работать без замечаний даже в сильные морозы, обильные снегопады, ливни. Перед тем, как остановить выбор на конкретной модели откатных ворот, необходимо в деталях продумать въездную группу. Малейшая ошибка в инженерных расчётах способна привести к порче или поломке механизма и, как следствие, необходимости замены системы.
В статье подробно рассмотрены 3 ситуации, при которых откатные ворота полностью выходят из строя. Запомните данные ошибки и никогда их не повторяйте.
1. Ошибки проектирования и отсутствие грамотной разметки
Основные технические параметры, на которые уделяют внимание при проектировании системы — это габариты конструкции и определение ширины проезда. По сути, данные аспекты можно отнести к более широкому понятию функционального предназначения въездной группы. Продумайте наперед — под какие нужды возводятся ворота, какой транспорт планируется через них пропускать, каким будет угол въезда автомобилей — все данные необходимо дополнить расчетами свободного зазора между шириной авто и опорными столбами (оставить 0,3-0,5м запаса с каждой стороны).
Считается, что для беспрепятственного проезда легкового автомобиля достаточно ширины 2,7-3,0 метра. Для грузовых машин ширина должна быть увеличена до 3,5-4,0 метра. Эти нормы действуют в том случае, если заезд выполняется по перпендикулярной оси под углом 900. В случае, если такой проезд выполнить невозможно, машина заезжает под углом 45-600, ширину проёма необходимо увеличить на 50%.
Из мелких, но не менее значимых нюансов, стоит учитывать расчет ширины и высоты самого полотна. Так, при вычислении размера воротины к показателю ширины проезда прибавляют в среднем от 15 до 25 см — делается это для того, чтобы избежать щели между забором и воротами со стороны приемной рамки с улавливателями. Высота полотна рассчитывается из данных о параметрах заборного ограждения.
Однако, даже при безукоризненном проектировании можно ошибиться на следующем этапе. Одна из главных аксиом, которую нужно уяснить с первого раза: прежде чем приступить к монтажу любой (как откатной, так и распашной) въездной группы, необходимо разметить участок — перенести основные точки плана непосредственно на территорию возведения. Основная задача — разметка места расположения опорных столбов. Как правило, базовые точки обозначаются колышками, между которыми протягивается веревка.
Разметка – ответственный и кропотливый этап. Ошибки или неучтённая погрешность, нарушение плоскостности, монтаж опорной площадки с роликами на уклоне приведут к нарушению функционирования механизма открывания, его заклиниванию и полному выходу из строя. Для того, чтобы исправить положение, придётся выполнять демонтаж, а затем проводить установку заново. Это существенные трудо- и материальные затраты.
2. Ошибки при выборе и возведении фундамента
Откатные ворота — это массивная конструкция, которая оказывает значительную нагрузку на опорные столбы, причем в противоположные стороны (на ближний к проезду столб действует сила с вертикальным направлением вниз, на дальний — равная сила с противоположным направлением). Причина проседания ворот со временем — неправильный выбор типа фундамента, либо его неправильное исполнение. О последствиях этой ошибки догадаться несложно — искривление въездной конструкции из-за возникающего продольного крена приводит к соприкосновению нижней части полотна с землей и невозможности дальнейшей эксплуатации конструкции.
Оптимальный вариант основания для откатной конструкции — П-образный фундамент из двух опорных столбов и перемычки между ними. Основные варианты исполнения — бетонное основание с армированием и свайно-винтовой фундамент. Первый — дороже и обладает более высокими показателями несущей способности, второй — бюджетный, но более универсальный.
Важное условие безотказной и долголетней работы ворот – исследование качества грунта, его влажности, плотности, подвижности. К таким работам лучше всего привлечь специализированную организацию. Знание величины потенциальной усадки, уровня залегания грунтовых вод позволит подобрать нужный тип фундамента, сорт бетона и глубину установки. Попытка сэкономить незначительные деньги на данном анализе потенциально может провести к проседанию тяжёлой конструкции в период паводка, особенно, если загородный участок расположен вблизи водоёма.
Основание фундамента возводится на внутреннем дворе участка, причём строго параллельно оси забора. Расстояние от оси траншеи или сваи (в случае, если выбирается свайный тип фундамента) не должно превышать 0,2 м. Между опорами выдерживается расстояние, равное длине бокового раскоса. Обычно, этот параметр не превышает 50% ширины полотна.
Какое основание выбрать?
В случае установки ворот на устойчивых грунтах, с длиной полотна от 6 метров и максимальной нагрузкой на вертикальные опоры — монолитно-каркасное основание. При монтаже на рыхлых подвижных участках с высоким уровнем грунтовых вод — фундамент на винтовых сваях.
3. Покупка некачественных комплектующих
Масса ворот удерживается не только за счет основания — комплектующие части конструкции также подбираются исходя из весовой нагрузки от полотна. Поэтому к комплекту деталей, которые обеспечивают плавное перемещение воротины, предъявляются свои требования: подшипники роликовых тележек должны быть качественными, ограничительные ролики и улавливатели — иметь высокую прочность.
В зависимости от типа стали и полной массы полотна выбирается и тип роликовой опоры. Сама каретка состоит из опоры и головки с восьмью роликами, расположенными на двух уровнях. Верхние ролики катятся по верхней части направляющей шины (рельса), нижние — ее по боковым полкам. Такое расположение позволяет не перегружать деталь — створка легко скользит, и опора не испытывает лишней весовой нагрузки.
Правила выбора подшипников
Роликовые подшипники способны выдерживать гораздо большие нагрузки, чем шариковые. Этот факт стоит иметь в виду. Их стоимость несколько выше, но надёжность и срок службы на несколько порядков превышают показатели шариковых подшипников. Не стоит приобретать подшипники с полиамидными или пластиковыми сепараторами. Высокие нагрузки могут привести к деформации и последующему перекосу тел качения в обойме.
Особое внимание стоит уделить и подбору направляющей шины — а именно расположению ее нижних полок: они должны быть ровными — на одном уровне, параллельно земле. При разогнутых полках добавляется дополнительная нагрузка на подшипники, вследствие чего они быстрее изнашиваются.
Поддерживающие ролики фиксируют конструкцию ворот в вертикальном положении, исключая их наклон и расшатывание. В качестве направляющих лучше всего использовать блоки с резиновыми роликами — они способствуют снижению уровня шума при ходе полотна, а также не царапают его каркас, сохраняя эстетичный внешний вид конструкции.
Опорный ролик необходим для обеспечения правильного положения полотна при закрытии. Опорный ролик снижает нагрузку на улавливатель — металлическую пластину, которая также предотвращает опрокидывание ворот и компенсирует ветровую нагрузку на ворота в закрытом положении. Толщина пластины должна составлять не менее 4 мм. Лучше всего приобретать изделия из оцинкованной стали. Она не подвержена окислению, следовательно, срок службы существенно выше.